Инновационные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей
тренер-преподаватель по плаванию МАУ ДО центр «Дельфин»
Шишин Геннадий Викторович
выступление на МО по плаванию 30.03.16
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается ни одна наука, в том числе и спортивная педагогика. Последнее десятилетие ознаменовано возникновением нового теоретического направления – это педагогическая инноватика, в центре внимания которой стоит процесс педагогических нововведений. Педагогическая инноватика определяется как наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Учитывая специфику спортивной педагогики и обучения плаванию следует сделать акцент на том факте, что обучение носит персонифицированный характер, поэтому процесс разработки и внедрения инновационных технологий усложняется, так как новые техники должны удовлетворять потребностям каждого обучающегося. Не допускается применение инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка. Также следует отметить, что тренер-преподаватель по плаванию в дополнительном образовании должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника. Он должен способствовать всестороннему развитию личности и формировать целостность характера. Это требует от специалистов постоянного самосовершенствования и участия в жизни своих учеников. Современный тренер-преподаватель должен говорить с учениками на одном языке, понимать их и быть в курсе последних тенденций, происходящих в обществе. Именно эти познания с профессиональным опытом должны стать основой в создании инновационных методов и техник обучения.
Первым шагом на пути внедрения инноваций становится формирование инновационного климата в коллективе, который будет способствовать обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег.
Следующим этапом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса, учебного плана и программы.
Эти преобразования повлекут за собой изменение в системе контроля и оценки уровня образования. В конечном итоге это приведет к качественным преобразованиям в деятельности тренера-преподавателя и учеников.
Тренер-преподаватель по плаванию, использующий в своей практике инновационные технологии, должен обладать определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, быть способным творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы, а значит наличие ключевых компетенций.
Инновационная деятельность в спортивной сфере связана с большой ответственностью, поскольку тут важную роль играет человеческий фактор. Инновации в спорте должны уважать индивидуальные способности обучающихся. Должна доминировать модель отношений «человек к человеку». Поэтому, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося.
Таким образом, характер применения инноваций зависит от квалификации тренера-преподавателя, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи в данных условиях требует дифференцированного подхода и часто дополнительных исследований. Существует несколько классификаций инноваций, но для сферы спортивной педагогики первоочередное значение имеют инновации в методическом обеспечении образовательного процесса. Методические инновации – это инновации в области методики обучения, воспитания и преподавания. Этот тип инноваций доминирует в частных методиках и позволяет адаптировать данные инновации под личностные особенности ученика.
В учреждения дополнительного образования зачисляются дети, желающие обучиться плаванию с разными базовыми способностями. Доминирующее условие – это желание учиться. Обучающиеся со своими способностями классифицируются на одаренных, талантливых, способных и обучающихся со средними физическими способностями. В первую очередь инновационные методические программы нужны для детей со средними физическими способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего овладения спортивными навыками. Перед обучающимися со средними физическими способностями не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего спортивного образования. В работе с этой группой обучающихся тренеру-преподавателю следует использовать такие возможности, методы и способы обучения, порой не лишенные экспериментирования, чтобы они были понятны и пробудили интерес к спорту, плаванию, а значит к здоровому образу жизни. Не все учащиеся, обладая средними физическими данными способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, но при гибкой корректировке программы, введению новых тем физического развития, обучающиеся могут успешно развиваться и стать хорошо подготовленными спортсменами. Не в меньшей степени использование передовых педагогических технологий требуется тренеру-преподавателю в работе с одаренными, талантливыми обучающимися. Как правило, это обучающиеся с прекрасными природными данными, стремящиеся к знаниям, спортивным достижениям, личностному росту, публичным выступлениям, являющиеся лицом школы и в будущем желающие профилироваться по спортивным дисциплинам. Неоценимую помощь в осуществлении этих задач с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования должны принести инновационные технологии. Их введение может корректировать содержание учебно-образовательных программ. Для таких обучающихся составляется индивидуальная учебно-образовательная программа с повышенной сложностью учебного материала, с ускоренными темпами его освоения и гибким контролем оценивания результатов.
Главным достоинством индивидуального обучения в целом является то, что оно адаптировано к особенностям каждого обучающегося. Ученик имеет возможность работать более продуктивно и на результат, что гарантирует успех в обучении. Также успех обеспечивает умение тренера-преподавателя пробудить интерес к плаванию, организовать спортивную деятельность обучающемуся, помочь развить личностные потенциальные возможности.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: инновационные технологии в дополнительном спортивном образовании позволяют более полно раскрыть возможности тренера-преподавателя и способности обучающегося, сделать образовательный процесс личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности.