Тренер-преподаватель по плаванию

МАУ ДО центр «Дельфин» Игнатов Е.А.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «педагог-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

– разноуровневый;

– индивидуальный;

– дифференцированный;

– субъективно-личностный.

  1. Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль педагога (педагогическая поддержка).

Можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода:

– самоактуализация;

– индивидуальность;

– субъективность;

– выбор;

– творчество и успех.

Всякое обучение – это создание условий для развития личности, т.е. оно является развивающим, личностно-ориентированным.

Личностно-ориентированный подход составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

– диалогичность;

– деятельностно-творческий характер;

– направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

– предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.).
  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.).
  • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).
  • Педагогические технологии адаптивной школы.
  • Гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.).
  • Игровые технологии.
  • Технологии развивающего обучения.
  • Проблемное обучение.
  • Технологии уровневой дифференциации.
  • Технология индивидуального обучения.
  • Коллективный способ обучения.
  1. Для построения личностно-ориентированной технологии обучения необходимо исходить из следующих ключевых позиций:

– использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;

– вокруг ученика «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;

– обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» – «слышу» – «чувствую»;

– постоянно создавать смысловые ситуации, в которых объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы;

– целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;

– обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;

– большое внимание уделять качественным задачам;

– использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;

– постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;

– создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;

– необходимо предусматривать проведение специальных занятий, посвященных широкой интеграции знаний;

– расширять спектр личностного выбора ученика;

– способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

  1. Конструирование личностно-ориентированной технологии урока/занятия (план-конспект урока/занятия или мероприятия):

-начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с целями.

– реализация определенной последовательности основных этапов урока.

– проверка того, как достигаются цели.

– подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.

  1. Анализ личностно-ориентированного урока (схема анализа и анализ проведенных мероприятий):

– подготовка педагога к уроку,

– организация урока,

– содержание урока,

– технологии обучения,

– организация сотрудничества учеников,

– оценочная деятельность педагога на уроке,

– индивидуализация и селективность педагогического взаимодействия,

– экология урока,

– педагогическая культура и профессионализм педагога на уроке.

Пользуясь общими принципами личностно-ориентированного подхода можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения.

Современный этап развития образовательного учреждения характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. В центре внимания педагога – ученик, его внутренний мир, который требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое педагогом». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена преподавателем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.