Личностно-ориентированные технологии обучения
Тренер-преподаватель по плаванию
МАУ ДО центр «Дельфин» Игнатов Е.А.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «педагог-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
– разноуровневый;
– индивидуальный;
– дифференцированный;
– субъективно-личностный.
- Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль педагога (педагогическая поддержка).
Можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода:
– самоактуализация;
– индивидуальность;
– субъективность;
– выбор;
– творчество и успех.
Всякое обучение – это создание условий для развития личности, т.е. оно является развивающим, личностно-ориентированным.
Личностно-ориентированный подход составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
– диалогичность;
– деятельностно-творческий характер;
– направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
– предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.).
- Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.).
- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).
- Педагогические технологии адаптивной школы.
- Гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.).
- Игровые технологии.
- Технологии развивающего обучения.
- Проблемное обучение.
- Технологии уровневой дифференциации.
- Технология индивидуального обучения.
- Коллективный способ обучения.
- Для построения личностно-ориентированной технологии обучения необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
– использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
– вокруг ученика «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;
– обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» – «слышу» – «чувствую»;
– постоянно создавать смысловые ситуации, в которых объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы;
– целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
– обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
– большое внимание уделять качественным задачам;
– использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
– постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
– создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;
– необходимо предусматривать проведение специальных занятий, посвященных широкой интеграции знаний;
– расширять спектр личностного выбора ученика;
– способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
- Конструирование личностно-ориентированной технологии урока/занятия (план-конспект урока/занятия или мероприятия):
-начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с целями.
– реализация определенной последовательности основных этапов урока.
– проверка того, как достигаются цели.
– подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.
- Анализ личностно-ориентированного урока (схема анализа и анализ проведенных мероприятий):
– подготовка педагога к уроку,
– организация урока,
– содержание урока,
– технологии обучения,
– организация сотрудничества учеников,
– оценочная деятельность педагога на уроке,
– индивидуализация и селективность педагогического взаимодействия,
– экология урока,
– педагогическая культура и профессионализм педагога на уроке.
Пользуясь общими принципами личностно-ориентированного подхода можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения.
Современный этап развития образовательного учреждения характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. В центре внимания педагога – ученик, его внутренний мир, который требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое педагогом». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена преподавателем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.