Оценка достижений обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей

                                                                                                        тренер-преподаватель по плаванию

                                                                                                        МАУ ДО  центр «Дельфин»

                                                                                                         Бадретдинов С.Р.

                                                                                                         выступление на МО по плаванию                

                                                                                                         30.11.2015                                                                                            

Система дополнительного образования детей – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение, развитие личности.

Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды учреждений дополнительного образования детей является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников, организацию системной работы по отслеживанию личностного развития детей.

Внедрение инновационных форм оценивания индивидуальных достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки, служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет учащемуся сделать выбор пути дальнейшего образования, соответствующий профессиональному самоопределению.

Формы фиксации личностных достижений учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: карта-профиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»; «Портфолио достижений воспитанника», «Кейс-стади» и др. Данные формы относятся к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – «показать все, на что ты способен».

Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.п.

Так, например, в «Тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования.

Портфолио – это одна из альтернативных форм оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Портфолио недавно стало понятием, относящимся к образованию.  Строгое словарное значение термина портфолио связано с тремя его трактовками: папка или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков; сфера полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица; перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» в образовании:

  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия и достижения в различных областях;
  • систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
  • рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

«Портфолио» позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной, и является важным элементом практико-ориентированного подхода к предпрофильному обучению.

Портфолио существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями.

Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. При оформлении портфолио включают: сопроводительное письмо владельца с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа; содержание портфолио с перечислением его основных компонентов; самоанализ и взгляд в будущее.

При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа.

  1. «Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Преимуществом данного варианта является механизм определения образовательного рейтинга учащегося.
  2. «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки учащегося с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущества данного варианта — Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Данный тип портфолио может быть педагогически весьма значимым, поскольку есть много учащихся, для которых «портфолио работ» дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» его образовательной карьере. Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

— Проектные работы (тема проекта, описание работы, приложения: фотографии, текст работы)

— Участие в олимпиадах и конкурсах (вид мероприятия, время проведения, результат).

— Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.

— Спортивные достижения: участие в соревнованиях, наличие спортивного разряда и др.

  1. «Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные педагогами и родителями, а также письменный анализ самого учащегося своей конкретной деятельности и ее результатов. Преимущества данного варианта – эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки учащегося, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

— заключение о качестве выполненной работы;

— рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

— отзыв о работе в объединении, о выступлении на научно-практической конференции;

— резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений;

— эссе учащегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

— рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.

Инновационная форма оценивания личностных достижений учащихся «Портфолио» интегрировалась в учебный процесс, стала связующим звеном между различными этапами образования, а также между образовательной сферой и рынком труда.

У портфолио как формы представления достижений учащихся наряду с представленными достоинствами существует и серьёзный недостаток – сложность оценки. Во-первых, возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума соответствующих его элементов. Во-вторых, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными элементами портфолио.

Появления разнообразных видов портфолио отвечает практической потребности образования, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы, используется в ряде вузов в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматривается при собеседовании и учитывается наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента. На современном этапе развития профильного обучения не только школа может предоставить исчерпывающую информацию об учащемся, но и система ДОД. Знания, умения, опыт, результаты, достигаемые детьми в учреждении дополнительного образования, крайне важны для оценки их уровня и направленности, и они должны учитываться при определении профиля обучения на старшей ступени.

Система оценки деятельности обучающегося – «Портфолио» или Технология портфолио, заимствованная педагогикой из политики и бизнеса, сейчас успешно приживается в дополнительном образовании и является, среди прочего, реальным примером безотметочной технологии обучения.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся в определенный период обучения. Идея портфолио — папки индивидуальных достижений учащихся становится всё более популярной. Всё больше учреждений применяют его в своей практике.

Преимущества технологии портфолио:

— позволяет педагогу индивидуально подходить к каждому учащемуся;

— предоставляет основу для последующего анализа и планирования;

— позволяет самим учащимся стать активными участниками процесса оценки;

— расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить важные аспекты обучения.

Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности.

Достижения учащихся нужно не оценивать, а документировать. Важно достигнутые успехи сделать непосредственно зримыми: учащийся сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс.

Помня о том, что с портфолио будут знакомиться другие люди, важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Здесь необходима аккуратность и привлекательность не только по содержанию, но и по форме подачи материалов.

Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что всё время демонстрирует прогресс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперёд. Таким образом, постоянная работа над собой не позволит ученику останавливаться на достигнутых успехах.

При этом портфолио обычно определяется как коллекция работ и результатов ребенка, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле, которые, как правило, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках учреждения дополнительного образования, так и за его пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Опыт использования портфолио показывает, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • выявить индивидуальные способности учащегося к определенному виду деятельности, оценить их и в соответствии с этим скорректировать образовательный процесс;
  • показать обоснованность выбора профиля обучения;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в т.ч. самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою учебную деятельность.

Литература:

1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики //Педагогическая диагностика, 2005. – № 3.

2.Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.

3.Интеграция общего и дополнительного образования: практ. пособие /Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.

4.Коваленко Г.А. Портфолио как эффективная форма оценивания достижений ученика //Образование в современной школе, 2011. – № 2. – С. 14.

5.Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса //Дополнительное образование, 2005. – №8. – С.17-24.

6.Круглова Л.Ю. Тетрадь успешности.– М.: Полиграфический центр, 2005. – 54 с.

7.Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: Методические рекомендации /Под ред. Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой. – СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. – 65 с.

9.Симонова Г.И. Мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности //Дополнительное образование, 2005. – №5. – С.6-11.

 

Читайте также: