Пропаганда здорового образа жизни – важное условие развития личности

Тренер-преподаватель по плаванию

МАУ ДО центр «Дельфин» Саккиди Я.Г.

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек.  Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье — это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них — окружающая среда, генетическая предрасположенность — трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной пищи, в которую нужно включать побольше фруктов и овощей. Ведь, чем разнообразнее питание, тем больше вероятность, что в него войдут все необходимые питательные вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что вызывает преждевременное старение и риск сердечных заболеваний. Третьи не стараются удерживать вес в рекомендуемых пределах. Люди с избыточным весом более подвержены таким болезням, как сахарный диабет, гипертония, артрит и сердечные заболевания. А у людей с весом ниже нормы понижена сопротивляемость инфекциям. Четвёртые не могут справиться с повседневными стрессами. А многие укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю. Комплекс оздоровительных мероприятий обеспечивает гармоничное развитие личности и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей дошкольного возраста определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проблема здоровья детей всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического (валеология — наука о здоровье человека) воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Очевидно, что семья и образовательные учреждения, которые посещает ребенок, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет образовательных учреждений в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в народной практике воспитания, отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.).

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в образовательном учреждении.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры.

В теории и практике разработано множество различных формулировок, определяющих понятие здоровья. Официальным определением можно считать определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения и записанное в ее уставе: здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основой педагогической модели по формированию здорового образа жизни является на наш взгляд, воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого будет необходимо решить следующие задачи:

  • создать развивающую среду – пространство самореализации;
  • помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  • сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  • стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Педагогическая технология формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это специальным образом организованный педагогический процесс, позволяющий ребенку получить элементарные анатомические и медицинские знания о собственном организме; целенаправленно и гарантированно обеспечивающий сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях.
Модель организации работы образовательного учреждения по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие педагогов, родителей и детей в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.

1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на
здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; Дней открытых дверей и других совместных мероприятий.

3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков гигиены и первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

Данная модель предполагает не только целенаправленную работу с дошкольниками, но и обязательное активное включение (взаимодействие) педагогов и родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни у детей.

Реализация системной, целенаправленной педагогической деятельности с семьями по формированию основ здорового образа жизни способствует повышению уровня готовности родителей к поддержке работы, осуществляемой в образовательном учреждении, повышению их психолого-педагогической компетенции.

Доказательством эффективности предложенной модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников служит положительная динамика показателей физического развития, а также значительное улучшение социального самочувствия детей.

 

Список литературы

Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учеб. — 2-е изд. — Спб: Фолиант, 2000. — 558с.

Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. — М.: Мир, 1999. — 368с.

Всё о здоровом образе жизни: Пер. с англ. — Франция: Ридерз Дайджест,1998. — 404с.

Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. — М.: Вече, 2001. — 461с.

Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. — Уссурийск, 1998. — 124с.

Шнейцер О.С. Путь к здоровью: Программа по валеологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста (4-5 лет). — Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 1999. — 43с.

Читайте также: