Методист    МАУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дельфин» Дубинина Н.А.

         Все живое стремится к системе, которая характеризуется отношениями субъектов и их связями друг с другом, образующими определенную целостность и единство: взглядов, принципиальных позиций, ведущих мотивов, ценностей и убеждений; единство направляющих векторов развития, воспитания, обучения и тренировки. Как улучшить отношения в системе «тренер-ребенок-родитель»?

Ребенка отдают в спорт, чтобы спустя время на него пролился «золотой дождь медалей» и он достиг профессиональных высот? А если не прольется? А если не получится? И что должно получиться в итоге и получаться в процессе деятельности, ежедневной, кропотливой, одухотворенной, педагогически целесообразной?

Традиционно к значимым ценностям детского спорта относятся возможности этой деятельности: развить и воспитать психическое, физическое и социальное здоровье ребенка; адаптировать его к современным условиям жизнедеятельности; способствовать становлению социально востребованной личности.

Известный тренер одной спортивной команды пишет: «Успехи, известное дело, объединяют. Тут все легко и просто: тренер выглядит мудрейшим из мудрых, партнеры симпатичнейшими, удачливыми, одним словом, никаких проблем, все в розовом цвете. А вот неудачи… Тогда все сложнее. И не всякий спортсмен отважится искать причины в себе».

Современный спорт с полным основанием может рассматриваться совместной коллективной деятельностью, включающей в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства коллективами и командами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов выражается в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований.

В любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности усилий. Спортивная деятельность тому подтверждение. Любая спортивная команда в каждом конкретном виде спорта представляет собой вид «малой» социальной группы.

Формирование оптимального психологического климата спортивной команды является первейшей педагогической задачей тренера-преподавателя. Психологический климат спортивной команды обеспечивает характер взаимоотношений в команде, мотивацию спортсменов, их самооценку и уровень успешности. Само понятие психологического микроклимата понимается как «социально-обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как к целому».

Деятельность психолога образовательного учреждения может быть направлена на непосредственную работу с членами спортивной команды, на взаимодействие с тренерами. При этом, если мы берем младшие возрастные группы, то к этому добавляется и общение с родителями юных спортсменов. Работа психолога с родителями в основном складывается из индивидуальных консультаций, в рамках которых важно рассказывать о возрастном аспекте психологического и личностного развития их детей, а также раскрывать специфику межличностных отношений, складывающихся в спортивных коллективах. Тренерам необходимо раскрывать особенности психологической совместимости спортсменов, комплектования малых групп с учетом личностных качеств детей. Наряду с этим, психолог дает рекомендации по результатам непосредственной работы со спортсменами, которые существенно помогают при подготовке к соревнованиям.

Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (команды) являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов – острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения.

Эмоциональное состояние группы воспитанников, положительные или отрицательные межличностные отношения обучающихся, отсутствие или наличие в группе конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат. Он складывается из настроения каждого воспитанника и обуславливается «взаимозаражением» воспитанников эмоциями друг друга. Бодрый, спокойный или тревожный, упаднический тон жизни группы/команды в значительной степени определяет отношения между воспитанниками, их удовлетворенность пребыванием в команде, эффективность их деятельности.

Эмоции – это одна сторона психологического климата, другая, не менее важная – нравственные, моральные нормы, ценности, сложившиеся в команде. Вряд ли победа, достигнутая нечестным путем и вызвавшая радость у игроков, свидетельствует о благополучном психологическом климате в команде. Поэтому формирование в группе нравственных норм, то есть правил определяющих поведение воспитанников в команде, является одной из главных задач при формировании здорового психологического климата. О психологическом климате в команде свидетельствует не то, как команда реагирует на победы, а то, как она переживает поражения, находит ли она в себе силы честно и открыто поговорить об их причинах, преодолеть возникший спад в игре.

Большое значение в формировании психологического климата команды имеет система межличностных отношений, которые складываются между спортсменами-воспитанниками в процессе их деятельности и общения. Пример – формирование   спортивного класса   по плаванию   на базе Развилковской СОШ.

В системе межличностных отношений принято выделять деловые (формальные) и личностные (неформальные, эмоциональные) отношения. Деловые отношения – это отношения деловой зависимости, они вытекают из официальных обязанностей каждого члена команды в деятельности, направленной на достижение общей цели. Личностные отношения – это проявление воспитанниками по отношению друг к другу симпатии, уважения, товарищества, дружбы или равнодушия, зависти, вражды.

Деловые и личностные отношения, существующие в команде, чаще всего не совпадают. В командах низкого уровня и в молодых командах преобладают личностные, эмоциональные отношения над деловыми. В зрелых командах, как правило, деловые отношения преобладают над личностными. Идеальным является совпадение положительных отношений в команде и по деловым, и по личностным сферам.

Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях – низкий моральный уровень спортсменов, проявляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и др.

Сплоченность команды – это групповая интеграция, позволяющая рассматривать команду как единое целое. Процесс единения характеризует сплоченность. Пример – команда по Водному поло центра «Дельфин».

Считается, что положительный эмоциональный климат, сплоченность коллектива, с одной стороны, и эффективность его работы – с другой, находятся в прямой зависимости. Нормальный психологический климат в команде – необходимое условие ее жизнестойкости и целеустремленности.  И здесь очень важно, чтобы сплоченность проявлялась и по другому критерию – ценностно-ориентированному единству, то есть, чтобы члены команды имели общие ценностные ориентиры (ради чего они играют), цели, нормы и установки (моральные и этические). В благополучных с точки зрения психологического климата и социально зрелых группах (коллективах) нововведения и увеличение интенсивности работы воспринимаются благожелательно, а в конфликтных группах встречают сопротивление. Для формирования стойкой боевой команды важнее не избавлять ее от конфликтов, а научить спортсменов преодолевать их.

Складывающиеся межличностные отношения в команде могут проявляться на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. На когнитивном уровне у спортсменов необходимо формировать новые знания, позволяющие им принимать адекватные решения в складывающихся игровых ситуациях во время игры; на поведенческом уровне вырабатываются необходимые движения и схемы взаимодействия в группах; воздействуя на эмоциональный уровень, мы должны достичь оптимизации общего эмоционального фона в команде и гармонии межличностных отношений спортсменов.

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности. В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

– возникновение потребности и ее осознание;

– превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

– сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей;

– формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

– установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности;

– возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений.

Еще одной интересной и важной проблемой в данной теме является на наш взгляд тот факт, что спортивные коллективы – это коллективы молодых людей, у которых в силу возраста, происходит формирование основных новообразований юности – самосознания, самооценки, личностного и профессионального самоопределения. Эти новообразования формируются в спортивном коллективе и очень важно, чтобы сама личность спортсмена не затиралась направленностью на результат, не использовались жесткие методы стимулирования к успехам и уделялось достаточно внимания психологической и личностной комфортности спортсменов, формированию позитивной Я-концепции спортсмена. Эту задачу просто обязаны взять на себя тренеры, психологи, чтобы и после спортивной карьеры они чувствовали себя личностно-значимыми, имеющими жизненную концепцию. Все эти параметры можно формировать у спортсмена через благоприятный психологический микроклимат. Пример по группе спортивного совершенствования – бронзовый чемпион Чемпионата мира по плаванию 2015г. Рылов Е. – 18-летний воспитанник центра «Дельфин», трехкратный чемпион юношеских Олимпийских игр в Нанкине, бронзовый призер ХХХI летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро 2016 года, заслуженный мастер спорта России.

    А.С.Макаренко отмечал, что движущей силой развития коллектива является динамика целей, а стимулом к развитию – гармоничное сочетание целей, как коллективных, так и личных. Главным стимулом, побуждающим коллектив к единству действий, является общность интересов и задач.  Объем и результат деятельности, недостижимый для индивида, может быть достигнут с помощью согласованной коллективной работы. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали в группе, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе – большое искусство и большой педагогический труд. Пример-коллектив центра «Дельфин».

Профессиональная деятельность, основанная на межличностном общении, требует от специалиста способности любить и жертвовать, отдавать и прощать, делиться частичками своей души, дарить знания и верить в преобразование личности человека, с которым сотрудничаешь.

Тренер, сквозь твою душу и мимо нее проходят тысячи детей! Какое воспоминание о себе, какой след в жизни ребенка ты оставишь? Скольких поддержать? Скольких воспитать? Скольким помочь на пути их личностного становления? Кому подарить свои силы, знания, творчество и любовь?

Родитель, если у твоего ребенка не персональный тренер, если он в команде, чем ты можешь помочь или просто не помешать? Как относиться к своему ребенку и окружающим детям?

Ребенок, отстоишь ли ты свое право на собственную жизнь, собственные чувства, переживания и мечты? И как ты сможешь это путешествие по стране спорта сделать для себя увлекательным и жизнеутверждающим?