Корпоративный имидж образовательной организации
Тренер-преподаватель Балакина Л.М.
Понятие имиджа. Стереотип и имидж: сходства и различия
Имидж понимается и как набор смыслов, значений или идей окружающих об определенном объекте или субъекте, и как его визуальный или рыночный образ, и как результат деятельности. Однако, на наш взгляд, наиболее емкое определение имиджа приводит А.Б. Зверинцев.
Итак, имидж – сложившийся в массовом сознании и стереотипизированный, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Он отмечает, имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей.
Как видно из приведенного выше определения имидж как психологическое явление тесно связан с другим психологическим явлением стереотипом личности.
Стереотип – это сложившиеся в массовом сознании и знакомые всем образцы, сквозь призму которых окрашивается воспринимаемая реальность, обуславливая соответствующую ответную реакцию людей. Одним словом, он является обобщенным представлением похожих объектов, сокращающим набор отличительных черт (характеристик) и образующим схематизированный образ, упрощающий их восприятие, понимание и оценку.
Однако имидж не тождественен стереотипу. психологи и имеджеологи отмечают, что стереотипизация восприятия информации об имидже связана со стремлением человека однозначно рассортировать получаемую им информацию. Из вышесказанного можно сделать вывод, что стереотип и имидж, несмотря на тесную связь, имеют различные характеристики. Это отражено в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика имиджа и стереотипа
Имидж | Стереотип |
1. Выделяет конкретное явление, создает впечатление отличия от других | 1. Обобщает похожие явления. Сокращает их отличительные характеристики |
2. Подвижен (пластичен) – оперативно изменяется, корректируется в зависимости от изменяющейся ситуации
|
2. Постоянная «формула», закрепляющая традиции и привычки |
3. Полуфабрикат, задающий определенное направление для домысливания (как собственное видение) | 3. Воспринимается готовым, не связан с личным опытом |
4. Всегда остается недосказанным и поощряет воображение | 4. Конкретен и гасит воображение |
Корпоративный имидж образовательного учреждения как фактор его конкурентоспособности
В силу темы настоящего материала больший интерес для нас представляет имидж организации вообще, и корпоративный имидж образовательного учреждения в частности.
Имидж организации у потребителей составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает продукция предприятия: качество, дизайн, известность торговой марки; предоставляемые предприятием сервисные услуги и система скидок; цена на продукцию; представления потребителей о заявленной миссии и стратегиях предприятия, а также его фирменный стиль.
Отсюда следует, что корпоративный имидж организации – это устойчивый эмоционально окрашенный образ, формирующийся в обыденном сознании окружающих посредством целенаправленной активизации восприятия социально и личностно значимых характеристик организации и оказывающий влияние на отношение к ней людей. Данное определение отражает и сущность корпоративного имиджа образовательного учреждения
Исходя из сущности корпоративного имиджа, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов выделяют следующее его элементы:
- имидж товара (услуги, продукта) и имидж потребителей товара;
- внутренний имидж организации, который формируют представления персонала о своем предприятии;
- имидж основных руководителей, соответствие их профессионально важных качеств (ПВК) и других личностных характеристик требованиям занимаемой должности;
- имидж персонала, его профессиональная пригодность и профессионализм;
- визуальный имидж организации, т.е. качество здания, стиль его внутреннего оформления техническая оснащенность и т.п.;
- социальный имидж организации – представления широкой общественности о социальных целях и роли предприятия в экономической, социальной и культурной жизни общества;
- деловой имидж организации.
На основе данной структуры элементов И.Н. Зуевская выделяет постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа школы.
К числу постоянных слагаемых имиджа И.Н. Зуевская относит целый ряд параметров, которые, на наш взгляд, условно можно сгруппировать в следующие блоки:
1) комфортность школьной среды (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.);
2) качество образовательных услуг (вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи образовательной организации с различными социальными институтами и т.д.);
3) позитивно воспринимаемый стиль образовательной организации (эффективная организационная культура образовательной организации; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);
4) позитивный образ руководителя и персонала образовательного учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);
5) яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.).
К числу переменных слагаемых имиджа общеобразовательного учреждения автор относит:
1) содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;
2) виды образовательных услуг;
3) материальную базу образовательного учреждения.
Безусловно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательной организации необходимо первостепенное значение придавать прежде всего неизменным и постоянным компонентам.
Отметим, что специфика имиджа как атрибута любой организации заключается в следующем, он существует вне зависимости от усилий самого организации (он есть, даже если и не разрабатывается специально, вопрос только — какой). Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы, связанной с превращением реального имиджа учреждения в позитивный. Следовательно, корпоративный имидж нуждается в постоянной оценке и коррекции.
Критерии корпоративного имиджа образовательной организации
Для оценки корпоративного имиджа образовательной организации необходимо, прежде всего, выявить его критерии. Так, согласно опроса родителей, работников образовательных структур, работодателей и исходя из вышеуказанных элементов корпоративного имиджа, можно выделить главные из этих критериев:
1) стаж и опыт работы в сфере образования;
2) известность в профессиональных кругах и среди общественности;
3) репутация руководителя организации, профессионализм руководства;
4) перспективы профессионального развития образовательного учреждения;
5) успешность дальнейшего образования выпускников данного образовательного учреждения;
6) отношение сотрудников организации к обучающимся;
7) уровень профессионализма, преподавателей, их требовательность;
8) мнение потребителей образовательных услуг об организации учебного процесса, уровне преподавания;
9) территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения;
10) открытость и интегрированность учебного заведения.
Кроме того, Н.Л. Жарикова выделяет три группы комплексных индикаторов (критериев), которые в свою очередь состоят из ряда единичных. Рассмотрим их подробнее.
- Первый корпоративный индикатор – внутренний имидж– является комплексным индикатором, определяет внутреннюю среду организации и делится на единичные индикаторы: преданность сотрудников, моральный климат коллектива, признание всеми целей и стратегии организации, развитая система стимулирования персонала, качественные условия труда и т.п.
- Второй комплексный индикатор – потребительский. Он определяется рыночной средой и характеризует внешний имидж организации; наименее контролируемый, включает в себя такие индикаторы, как: общая известность и репутация, скорость реагирования на запросы потребителей, инновационность, престиж и качество услуг, объем сервиса и т.д.
- Следующий важный индикатор имиджа организации – партнерский, состоящий из показателей: соблюдение сроков и условий по договорным обязательствам, уровень внешних связей, конкурентный статус и т.д.
Таким образом, позитивный внутренний имидж образовательного учреждения является огромным резервом в повышении конкурентоспособности, занятии достойного места в рейтинге лучших учебных заведений. Это объясняет тот факт, что он должен постоянно подвергаться диагностике и коррекции
При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что формирование позитивного внутреннего имиджа учреждения зависит, прежде всего, от его руководителя.
Именно руководитель занимается формулировкой миссии школы. Кроме того, он занимается подбором и расстановкой персонала, стимулирует и поддерживает мотивацию персонала. Таким образом, имидж руководителя образовательного учреждения можно рассматривать как фактор его внутреннего имиджа и элемент его корпоративного имиджа
Иными словами, имидж руководителя играет одну из главных ролей во внутреннем имидже школы, а, значит, и корпоративном имидже образовательного учреждения.
Отметим, что имидж руководителя, как и любой другой имидж, может быть, как положительным, так и отрицательным. С целью повышения конкурентоспособности учреждения имидж его руководителя должен постоянно отслеживаться и по возможности корректироваться.
Имидж руководителя – это стереотипизированный эмоционально окрашенный образ, отражающий совокупность психологических характеристик его личности –профессиональную компетентность.