Приоритетные направления развития социально-позитивной деятельности детей с ОВЗ в МАУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дельфин»
Тренер-преподаватель по
плаванию Захарова Т.Ю.
Социально-позитивная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для ребенка. А сама система дополнительного образования детей является в большей степени основной, иногда и единственной возможностью для ребенка с ОВЗ, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Система школьного образования при этом является жесткой системой, и организация школьного обучения предполагает следование обязательному ряду правил, а организация дополнительного образования предполагает индивидуальное или мало групповое взаимодействие педагога и ребенка или детей. Также в процессе занятий допускается присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая реальную поддержку взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, особенно на начальных этапах посещения учреждения.
Работа с такими детьми с одной стороны означает понимание и принятие их психических и физиологических недостатков, с другой стороны осознание важности оказания целенаправленной педагогической и психологической поддержки, помощи ребенку в реализации себя в следующих сферах:
– осознания себя как полноценной части социума;
– развитие самооценки;
– развитие мотивации;
– развитие поведенческой инициативы.
Осознания себя как полноценной части социума
Чтобы ребенок с ОВЗ созрел как полноценная личность социума, на равных способная конкурировать в обществе, нужно отказаться от схемы-образа признания таких детей «неполноценными». Необходимо различать тонкую грань между наличием у них неких отличительных особенностей и их возможностей к полноценной социализации.
Для формирования полноценной личности важны следующие составляющие:
– Самоощущение. То есть то, насколько ребенок чувствует в себе силы и желание улучшаться, изменяться. Тут неотрывно следует такое понятие, как уверенность в себе.
– Дать понять ребенку, что за все свои действия человек несет ответственность сам. Надо надеяться и рассчитывать на себя, не ожидая помощи со стороны.
– Ощущать себя творческой личностью.
– Быть привлекательной личностью. Иметь оптимизм и чувство юмора.
– Главное быть независимой личностью, уметь признавать свои ошибки и быть гибким.
Принципы – это хорошо, но нужно уметь уступать, проигрывать. Самооценка и осознание себя как личности плотно связаны.
Развитие самооценки
Хорошая самооценка является одним из камней, на которых стоит чувство счастья. Зачастую плохая самооценка не дает чувствовать себя счастливым. Плохая самооценка заставляет ребенка ограничивать свои действия там, где они были бы уместны. Например, ребенок с нарушениями в опорно-двигательном аппарате с плохой самооценкой может не подойти познакомится к ребенку здоровому, из-за страха быть отвергнутым. С другой стороны, именно этому человеку он мог понравиться. Хорошая самооценка подчеркивает, как сильные стороны человека, так и обращает внимание на слабые стороны. При работе с такими детьми задача тренера – акцентировать внимание на сильные стороны в их
развитии, дать понимание того, что слабые стороны при соответствующей коррекции
можно улучшить или развить.
Очень часто сделав ошибку ребенок, полностью отождествляет свою личность со своей ошибкой и делает ложный вывод, что его личность плохая. Хотя если взглянуть на эту же ситуацию со стороны, то очевидно, что плохой не человек, а его поступок. Личность подобна реке, из которой «вылетают» капли идей и поступков. За свою жизнь человек меняет тысячи шаблонов поведения, поступков. Нет смысла делать выводы о своей личности по поступкам, сделанным ранее. Поступки могут быть хуже или лучше поступков других детей. Личность ребенка с ОВЗ никогда не будет ни лучше, ни хуже личности здорового. Поэтому ребенок, осознающий себя в первую очередь как личность и уже потом как действия (его поступки, сменяющиеся шаблоны поведения), будет чувствовать себя счастливым.
В нашей деятельности мы используем следующие коррекционные приемы самооценки, воздействия на эмоциональную сферу:
• Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последовать совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого;
• Попросить о помощи как у равного или старшего;
• Хвалить ребенка за дело, но не перехваливать;
• Учить ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей;
• Спокойно относиться к критике, без агрессии;
• Учить уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
Развитие мотивации
Задача тренера – стимуляция принятия индивидуальных решений, что способствует развитию личности обучающегося.
Роль педагога также заключается в психоэмоциональном вовлечении, создании доверительной, игровой обстановки, в которой дети способны раскрыть свои самые лучшие стороны. Работа с детьми различается в зависимости от возраста обучающихся. Тогда как с самыми маленькими нужно создать атмосферу доверительного соучастия, то с более старшими важно выступать в роли старшего товарища, готового помочь советом и делом.
Развитие поведенческой инициативы
Важно привить модель целенаправленного занятия спортом поскольку это с одной стороны может позволить воспитать из ребенка спортсмена, представляющего интересы государства и способного на равных конкурировать на соревнованиях любого уровня, с другой стороны эта модель позволит привить качества личности (умный, честный, скромный, справедливый, трудолюбивый, верный, добрый, предприимчивый, общительный, веселый) и физические качества (ловкость, быстроты, сила, гибкость, равновесие), позволяющие в последствии заниматься трудовой и социальной деятельностью во взрослой жизни.
Подводя итоги, можно сказать, что гармоничное использование разнообразных направлений социально-позитивной деятельности в практической работе способствует социализации личности детей с особыми потребностями, проявлению положительных волевых качеств, стремлению к своему самосовершенствованию и самореализации в обществе.