ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Методист МАУ ДО центр «Дельфин»
Ермилова Е.И.

Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогов к проектированию дополнительных общеобразовательных программ.

  1. Виды дополнительных общеобразовательный программ в соответствии с
    ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» формулирует особенности дополнительного образования, позволяя увидеть перспективы дополнительного образования детей: действующая система дополнительного образования детей должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим современным образовательным запросам.
    Закон устанавливает понятие и цели дополнительного образования, место дополнительного образования детей в структуре системы образования РФ, виды, подвиды дополнительного образования, разновидности дополнительных образовательных программ, типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнительного образования детей, гарантии на доступность дополнительного образования.
    Соответственно положениям, сформулированным в Федеральном законе, дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются, это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.
    В системе дополнительного образования выделяют следующие подвиды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся.
    В качестве целей и задач дополнительного образования рассматриваются гуманистическая направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых.
    В Законе определен новый регламент дополнительных образовательных программ. В соответствии с этим положением, в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования — дополнительные профессиональные программы. Дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с Законом подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере физической культуры и спорта реализуются для детей.
    Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
    Учреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым Законом определяется как образовательная организация дополнительного образования. Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
    В области физической культуры и спорта реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы.
    Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают дополнительные общеразвивающие, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы), и предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, ориентированные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
  2. Проектирование дополнительных общеразвивающих программ В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» образовательная программа понимается как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
    Очевидно, что в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей, дополнительные общеразвивающие программы необходимо скорректировать относительно достижения единых образовательных результатов.
    Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей проектируется в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
    На основании данного документа структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя следующие элементы:
  3. Титульный лист.
  4. Пояснительную записку.
  5. Учебно-тематический план.
  6. Содержание изучаемого курса.
  7. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  8. Список литературы.
    Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:
  9. На титульном листе рекомендуется указывать:
  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.
  1. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
    -сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Комментарии:

  1. При формулировке целей и задач необходимо учесть:
  • требования к формулировке образовательных результатов;
  • личностные и метапредметные результаты из ФГОС общего образования, которые целесообразно формировать в рамках данной общеразвивающей программы.
  1. При выборе форм, технологий и пр. необходимо ориентироваться в наибольшей степени на те их них, которые в наибольшей степени позволяют получать деятельностные образовательные результаты.
  2. При выборе форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы полезно ориентироваться на те из них, которые предполагают активность обучающихся (воспитанников) (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.), их привлечение к самооценке, самоэкспертизе, взаимооценке, взаимоэкспертизе, анализу, рефлексии и пр.
  3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  1. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
    Комментарии:
    Содержание программы должно быть нацелено на достижение запланированных образовательных результатов.
  2. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Комментарии:
При описании методического обеспечения следует помнить о его максимальной ориентации на достижение новых образовательных результатов, заявленных в пояснительной записке

  1. Список использованной литературы.

Комментарии:
Кроме традиционного списка литературы для педагога и обучающихся, целесообразно внести электронные образовательные ресурсы и перечень Интернет-источников, полезных для освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с ее направленностью.

Читайте также: