ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальном оздоровительном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью

Муниципального автономного учреждения

дополнительного образования

«Детский оздоровительно-образовательный центр «Дельфин»

Введение

 

Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень.

Известно, что занятие спортом способствует укреплению здоровья, формированию у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразных двигательных компенсаций, становлению навыков самообслуживания, повышению их социального статуса.

Физическое воспитание – не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Среди различных видов спорта, применяемых с инвалидами, самым популярным является плавание. Это объясняется тем, что, во-первых, плавание является жизненно необходимым навыком, во-вторых, водная среда, явление гидроневесомости уравнивает инвалидов со здоровыми людьми, в-третьих, инвалиды, к примеру, с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, имеют возможность для своей социально-психологической адаптации.

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность МАУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дельфин» (далее – Учреждение) по реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;
  • Государственной программой «Доступная среда» № 2181 -р от 26.11.2012 года;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»;
  • Федеральной целевой программой «Дети России» (направление «Семья с детьми-инвалидами»);
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
  • порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008).

1.3. Положение устанавливает порядок предоставления обучающимся прав на получение бесплатного образования по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам: определяет категорию обучающихся, цели, задачи, формы обучения и объем учебной нагрузки; организацию образовательного процесса; права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений.

1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность Учреждения. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции Положения. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

 

  1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами);
  • дети-инвалиды – лица, в возрасте до 18 лет, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
  • инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

  1. Условия приема и категория обучающихся

 

3.1. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются на обучение в группы плавания по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3.2. Основанием для организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ является:

– заявление от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

– справка ВКК об инвалидности или справка ВК (врачебной комиссии);

– справка медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к занятиям плаванием.

Документы на ребенка предоставляются родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся лично не позднее 31 августа.

3.3. Зачисление и отчисление детей-инвалидов и детей с ОВЗ, списочный состав обучающихся формируется и оформляется приказом директора Учреждения.

3.4. На обучение в группы плавания зачисляются обучающиеся в возрасте от 5 до 18 лет, проживающие (место регистрации) в Московской области.

 

  1. Цель и задачи обучения

 

Цель: создание условий для социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Задачи:

– реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения;

– оказание помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в их социальной адаптации; расширение их жизненного пространства, кругозора и подготовка к полноценной, активной жизни в обществе;

– обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса;

– восстановление психофизических функций организма;

– обучение жизненно необходимому навыку с рекреационно-оздоровительной направленностью, реализующееся в процессе выполнения образовательной программы.

  1. Организация образовательного процесса

 

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют равные права с другими обучающимися. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуально и в групповой форме.

Выбор формы организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе.

Содержание дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и организация учебного процесса выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей. Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором. Распределение часов учебного плана производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательную и культурную среду осуществляется через проведение совместных учебных и развивающих занятий, воспитательных, спортивных и досуговых мероприятий.

Контроль организации обучения и создание необходимых условий для организации процесса обучения осуществляется директором Учреждения.

 

  1. Формы обучения и объем учебной нагрузки

 

6.1. Образовательный процесс в группах предусматривает различные формы проведения занятий:

– обучение детей с ОВЗ в смешанных группах, то есть инклюзивно по дополнительным общеобразовательным программам;

– обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в специализированных группах (по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам);

– мелкогрупповые (не более 5 человек);

– индивидуальные занятия.

6.2. В Учреждении установлена продолжительность занятий с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ – 45 минут.

6.3. На каждую группу устанавливается недельная нагрузка не более 4 часов. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся может варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

6.4. Для тренеров-преподавателей один час работы с одним обучающимся с ОВЗ индивидуально, приравнивается к 1 часу работы с группой.

6.5. Кроме реализации дополнительных общеобразовательных программ, в Учреждении могут осуществляться проекты, программы и разовые формы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В них включены:

– встречи;

– приглашения на массовые мероприятия;

– индивидуальная работа с родителями;

– включение детей в общие мероприятия Учреждения.

 

  1. Организация работы тренера-преподавателя

 

Методики проведения индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами являются результатом творческой деятельности тренера-преподавателя.

Нарушение контакта и ориентировка с окружающей действительностью у ребенка-инвалида в бассейне может быть вызвана проблемами с двигательными действами, интеллектуальным развитием и другими трудностями, например, самостоятельное мытье в душе, преодоление лестничных проходов, понимание и оценка ситуации и многое другое. Известно, что у ребенка существуют определенные связи между развитием двигательных качеств, психических процессов и умственного развития, которые благодаря воздействию разнообразных физических упражнений в воде успешно развиваются и улучшаются.

Основные направления работы тренера-преподавателя с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ:

7.1. В процессе гидрореабилитации главная задача тренера – научить ребенка-инвалида плавать, способствовать его выздоровлению.

7.2. Обеспечение безопасности при проведении занятий в бассейне с детьми-инвалидами.

7.3. Контроль соблюдения занимающимися санитарно-гигиенических требований и правил личной гигиены.

7.4. Планирование и проведение занятий с детьми-инвалидами с учетом психофизического состояния.

7.5. Определять индивидуальную нагрузку для каждого занимающегося, с учетом контроля пульса и физиологической кривой урока.

7.6. Составлять план урока, контролировать посещаемость.

7.7. Совместно со специалистами по адаптивной физической культуре и медперсоналом анализировать состояние каждого занимающегося, определять коррекцию, специальные упражнения и дозировку в зависимости от группы нарушений, сопутствующих заболеваний, в начале обучающего периода и еще 2 раза в течение года.

7.8. Повышать квалификацию, совершенствуя знания в области адаптивной физической культуры, адаптивного плавания и методики преподавания.

7.9. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, соревнований с детьми-инвалидами.

  1. Участники образовательного процесса

 

Участниками образовательного процесса в Учреждении являются: администрация, педагогические работники, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

 

  1. Права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений

 

9.1. Права, обязанности и ответственность педагогических работников определяются их должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

9.2. Педагогические работники несут ответственность перед родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, администрацией Учреждения за организацию образовательного процесса, за применяемые в образовательном процессе формы, методы, средства, за несвоевременное и ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей.

9.3. Права, обязанности и ответственность обучающихся определяются правилами внутреннего распорядка для обучающихся и воспитанников, Уставом Учреждения и настоящим Положением.

9.4. Педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) несут ответственность перед Учреждением за порчу имущества, оборудования, инвентаря в соответствии с действующим законодательством.

9.5. В процессе проведения учебных занятий, воспитательных, спортивных и досуговых мероприятий педагогические работники несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

 

  1. Документация

 

10.1. Документами, регулирующими обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются:

– справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о возможности обучения;

– копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);

– заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

– приказ директора Учреждения об организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

-учебный план;

– журнал занятий;

– расписание занятий;

– дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

10.2. Журнал занятий оформляется в соответствии с инструкцией о ведении журнала учёта работы группы и содержит:

– даты занятий в соответствии с расписанием, утвержденным директором Учреждения;

– содержание пройденного материала; в строгом соответствии с утвержденной директором Учреждения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой;

– оценки уровня текущей аттестации обучающегося.

 

  1. Финансовое обеспечение обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

 

11.1. Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется бесплатно в пределах регламентируемых часов.

11.2. Учебная нагрузка тренера-преподавателя по обучению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья тарифицируется.