Тренер-преподаватель по плаванию МАУ ДО центр «Дельфин»
Шнарева О.В.

  1. Общая характеристика многолетней подготовки юных пловцов
    Многолетняя спортивная подготовка в плавании совпадает с периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков. Проблема управления развитием физических способностей в пубертатном периоде посвящены исследования В.К. Бальсевича, А.А. Гужаловского, Ю.Д. Железняка, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, В.П. Филина и др.
    В этом периоде происходят наиболее существенные изменения в соматическом развитии (опорно-двигательный аппарат), функциональном развитии (нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, гуморальная и другие системы), развитии моторики (двигательные качества, способности, навыки) и социально-психологическом развитии. После завершения пубертатного периода наступает полная дифференцировка полов.
    Физические способности в пубертатном периоде развиваются гетерохронно, с наличием сенситивных периодов. Развитие организма ребенка, возрастное становление морфологических признаков, функциональных параметров и двигательных функций происходит неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, сменяются периодами замедленного роста, сопровождающимися наибольшим накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцировки. Это позволяет определить избирательную величину и направленность тренировочных нагрузок при плавании в разные возрастные сроки.
    Не меньшее значение в этом периоде имеет разработка критериев и методов оценки способностей детей и подростков, дифференцированном подходе в их физическом воспитании. Совершенствование развития физических способностей детей и подростков в процессе многолетней подготовки юных пловцов осуществляется в соответствии с общими педагогическими и специальными принципами, при учете биологических закономерностей развития растущего организма. Отбор и подготовка юных пловцов, как правило, мальчиков, специализирующихся в способе плавания кролем на отдельных этапах многолетней тренировки. Сегодня еще неясны критерии индивидуализации планирования тренировочного процесса, назрела необходимость комплексного исследования всех сторон подготовленности юных пловцов по соматическим, силовым, функциональным и гидродинамическим показателям, формирования технического спортивного мастерства в процессе многолетней подготовки.
    Выявленные нормативные показатели физического развития, гидростатисческих и гадродинамических качеств, основных параметров техники, специальной силовой подготовленности, скоростных способностей, работоспособности по зонам энергетического обеспечения позволяют вносить обоснованные коррекции в учебно-тренировочные программы на разных этапах многолетней подготовки юных пловцов 9-17 лет.
    Нормативные характеристики гидростатических и гидродинамических качеств и техники плавания в зависимости от темпов биологического развития, пола, способа плавания, избранной дистанции, антропометрических показателей имеют статистически достоверные возрастные различия и применяются на этапе начального отбора и для формирование учебно-тренировочных групп; выбора специализации внутри вида спорта, планирования средств и методов тренировки, направленной на устранение недостатков в технической подготовленности юных пловцов в процессе многолетней подготовки.
    Показатели ЧСС и скорости ее восстановления в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей могут быть использованы для практической работы с юными пловцами при расчете тренировочной нагрузки по зонам энергетического обеспечения.
    Прогнозирование скорости плавания в различных зонах энергетического обеспечения по результатам контрольно-педагогических тестов 8×200 и 2000 м дает основание использовать эти результаты для выбора дистанции для специализации и этапного отбора.
    Теоретическая значимость работы заключается в разработке научных основ оценки и прогнозирования морфофункцианальных показателей, гидростатических и гидродинамических качеств, основных параметров техники, специальной силовой подготовленности на суше и в воде, работоспособности пловцов в различных зонах энергетического обеспечения по результатам контрольно-педагогических тестов, частоте сердечных сокращений в зависимости от индивидуальных особенностей биологического развития, возраста, пола, способа плавания, избранной дистанции, спортивной квалификации, индивидуальной динамики роста спортивных результатов. Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке методических принципов и практических рекомендаций, позволяющих повысить надежность отбора, в процессе многолетней подготовки и в способности вносить коррекции в планирование годичных циклов тренировки, учитывая индивидуальные особенности темпов биологического развития, возраста, пола, специализации юных пловцов.
    Закономерности возрастного развития морфофункциональных, силовых и моторных показателей, лимитирующих спортивные достижения в плавании (абсолютные величины, темпы прироста, влияние индивидуальных темпов полового созревания на динамику роста и развития показателей) отражают целостный процесс формирования специальной подготовленности юных пловцов в возрастном диапазоне 9-17 лет.
  2. Этапы многолетней подготовки юных пловцов
    Многолетняя подготовка юных пловцов. По мнению Л.П. Матвеева, В.В. Кузнецова, спортивная тренировка – это многолетний и многогранный процесс, который охватывает ряд периодов возрастного развития спортсменов. Ее содержание и структура изменяются в соответствии и с возрастными особенностями, и логикой спортивного совершенствования. В процессе многолетней спортивной тренировки в плавании выделяют 3, 4 этапа занятий спортом, на каждом из которых тренировка имеет существенные особенности и решает специфические задачи:
  • этап предварительной спортивной подготовки;
  • этап начальной специализации специализированной базовой подготовки);
  • этап углубленного совершенствования;
  • этап сохранения достижений.
    У современных специалистов по плаванию преобладает мнение о выделении 4 этапов в процессе многолетней подготовки. Н.Ж. Булгакова считает, что многолетняя подготовка пловцов проходит в основном в 4 этапа:
  • базовый – возраст занимающихся 8-10 лет,
  • начальной специализации – 10, 11, 12 лет,
  • углубленной специализации – 12 – 15 лет
  • наивысших спортивных достижений – 15 лет и более.
    С.М. Вайцеховский выделяет 3 этапа:
  • базовой тренировки, заканчивающейся выполнением норматива 3-го разряда,
  • углубленной специализации длительностью 5-6 лет и заканчивающийся выполнением норматива мастера спорта,
  • этап спортивного совершенствования длительностью от 2 до 15 лет. А.Р. Воронцов с соавторами утверждает, что наиболее эффектно по целям и задачам в плавании многолетнюю подготовку нужно делить на 4 этапа:
  • предварительная спортивная подготовка;
  • начало спортивной специализации;
  • углубленная тренировка в спортивной специализации;
  • этап спортивного совершенствования.
    Л.П. Макаренко по «запасу» времени, определенному по разнице от начала занятий (9-10 лет) до возраста наивысших достижений – у девушек 15 – 16 лет, у юношей 18 – 19 лет выделяет этапы – начальной подготовки: девочки 6-9 лет, мальчики 6-11 лет; длительностью от 1 до 2 лет у девочек и 1 до 3 лет у мальчиков – этап заканчивается выполнением 3-го разряда.
    Этап базовой подготовки у девочек с 9 – 11 до 12 лет, у мальчиков с 11 – 13 до 14 лет длится 1-3 года и должен завершаться выполнением норматива кандидата в мастера спорта.
    Этап начальной специализации у девочек от 11 -13 до 14 лет, у мальчиков от 13 -14 до 15 лет завершается выполнением норматива мастера спорта и на этом этапе пловцы для дальнейшей подготовки делятся на группы, спринтеров и стайеров. Этап наивысших достижений по данным этих авторов приходится на период биологического созревания и проходит от 13 – 14 до 17 – 18 лет у девушек и от 14 – 15 до 22 лет у юношей. В.Н. Платонов С.Л. Фесенков наряду с традиционным делением этапов, выделяют нетрадиционное построение процесса многолетней тренировки.
    Следующий этап предусматривает достижение высших результатов спортсменками в 13 – 16 лет, спортсменами в 16 – 18 лет. При этом этапе наблюдается стремительный скачкообразный рост спортивных результатов. Они очень быстро проходят этапы предварительной и базовой подготовки за 2 – 2,5 и 3 года специализированной базовой подготовки (табл. З). В дальнейшем предполагается достижение наивысших результатов мужчинами-спринтерами в 23 – 26 лет, стайерами в 19 – 21 год и связан с увеличением общей продолжительности многолетней подготовки до 12 – 15 лет.
    На этапе предварительной спортивной подготовки пловцов, по мнению многих авторов основными задачами являются:
  • поиск одаренных детей на основе морфологических критериев и показателей двигательной одаренности;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям плаванием;
  • обучение основам техники спортивных способов плавания, широкому кругу двигательных навыков;
  • укрепление здоровья и закаливание, всестороннее физическое развитее.
    С.М. Гордон и В. Соколов отдельно выделяют начало базовой подготовки, путем развития выносливости в аэробной зоне энергетической производительности. На этом этапе производится программа тестов для спортивной ориентации ребенка. На этапе начальной специализации, по мнению авторов основными задачами в функциональной подготовке являются:
  • совершенствование выносливости в аэробной зоне и начало совершенствования выносливости в смешанной аэробно-анаэробной зоне энергетического обеспечения;
  • начало совершенствования силовой выносливости;
  • начало развития скоростных и скоростно-силовых качеств;
  • становление техники спортивного плавания в соответствии с общепринятыми стандартами;
  • совершенствование гибкости;
  • начало психологической и тактической подготовки.
    Заключение
    Многолетняя спортивная подготовка в плавании совпадает с периодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков. В этом периоде происходят наиболее существенные изменения в соматическом развитии (опорно-двигательный аппарат), функциональном развитии (нервная, сердечнососудистая, дыхательная, гуморальная и другие системы), развитии моторики (двигательные качества, способности, навыки) и социально-психологическом развитии.
    Спортивная тренировка – это многолетний и многогранный процесс, который охватывает ряд периодов возрастного развития спортсменов. Ее содержание и структура изменяются в соответствии и с возрастными особенностями, и логикой спортивного совершенствования. В процессе многолетней спортивной тренировки в плавании выделяют 3, 4 этапа занятий спортом, на каждом из которых тренировка имеет существенные особенности и решает специфические задачи.
    Подготовка юных пловцов характеризуется многообразием средств и методов широким использованием упражнений и применением игрового метода. На этапе начальной подготовки не должно планироваться тренировочные занятия со значительными психическими нагрузками. Следует совершенствовать и ориентироваться на необходимость освоения технических элементов.
    Не следует пытаться стабилизировать технику движений, добиваться стойкого позволяющего достичь определенных спортивных результатов, двигательного навыка.
    На этапе начальной подготовки у пловцов закладываются разносторонняя техническая основа для дальнейшего технического совершенствования. Это положение распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки.