Влияние парной работы на психологический климат в группе
Тренер-преподаватель по плаванию МАУ ДО «ДООЦ «Дельфин» Таранникова А.В выступление на МО по плаванию 30.04.2021
Только положительное отношение учеников к освоению программы может обеспечить полноценное усвоение учебного материала. Для формирования заинтересованности в занятиях плаванием надо использовать все виды проблемно-развивающего обучения, находить и применять оптимальные сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы с учётом возрастных особенностей школьников и т.д.
При правильном построении занятия у учеников возникает интерес к тренировочным процессу, воспитываются волевые качества, навыки преодоления трудностей. Малая же занятость учащихся, низкая требовательность тренера приводят к скуке, вызывают недисциплинированность, плохую посещаемость занятий.
Перед тренером стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на занятиях, разнообразить средства и методы проведения урока, используя для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств разнообразные и меняющиеся частично от занятия к занятию упражнения.
Упражнения в парах – доступное и эффективное средство обучения физической культуре (плаванию) детей, не требующее дорогостоящего оборудования и специальных мест занятий, они легко осваиваются детьми.
Использование упражнений в парах всегда вызывает огромный интерес у занимающихся. И положительные эмоции вполне естественны, хотя они же могут быть причиной шума, баловства и дезорганизации занятий. Поэтому необходима четкая организация и разумная дисциплина, основанные на точном соблюдении всех команд, распоряжений и указаний тренера.
Мы используем упражнения в парах для формирования долгосрочного интереса к занятиям плаванием, к тренировочному процессу, поддержания положительного эмоционального фона занятий.
Упражнения в парах можно использовать как в занятиях на суше, так и в воде. Применительно к занятиям на суше работа в парах проявляется в помощи при выполнении заданий по развитию гибкости, освоению двигательных умений и навыков, в страховке, обеспечивающей безопасность выполнения упражнений.
Есть комплексы парных упражнений с набивным мячом. Упражнения «Тачка”. Комплексы парных упражнений на суше можно использовать при круговой тренировке. Упражнения в парах можно включать в виде отдельных заданий или сериями по 2—4 упражнения для развития определенного двигательного качества.
Примеры упражнений в парах на воде для спортсменов, уже освоивших основные способы плавания:
“Тачка” – во время этого упражнения первый ученик берет калабашку и зажимает ногами, далее ложится на поверхность воды (либо на грудь либо на спину, в зависимости работы над каким-либо стилем), тем временем второй ученик берется за щиколотки первого (как за дощечку), после того как оба ученика легли в исходную позицию, начинают работать: первый работает руками, второй ногами. При этом ноги и руки учащихся должны быть взаимосвязаны. Можно варьировать способы работы ног и рук.
“Тачка-2” – во время этого упражнения оба ученика проделывают все те же первоначальные действия из предыдущего упражнения, после того как оба приняли то же исходное положение, но уже работает ногами только второй ученик, первый же вытягивает руки в стрелочку и пытается удержаться на плаву. Здесь так же можно чередовать способ работы ног.
Для малышей на первом году обучения можно использовать игровые упражнения в парах типа «Водокачка” или парные игры с мячом.
Такие упражнения в воде лучше включать в занятия в его заключительной части, чтобы повысить положительный эмоциональный фон.
Организация работы в парах требует соблюдения нескольких правил:
- Организация учебных пар по желанию, по симпатиям. Качество выполняемых упражнений зависит от хорошей совместимости партнеров.
- Усложнение способа выполнения парных упражнений, выполнение их в необычных условиях.
- Самостоятельный поиск и нахождение учениками новых вариантов выполнения упражнений в парах.
- Взаимозаменяемость в различных парах со сменой партнеров.
Распределение обучаемых по парам – прием, широко применяемый в методике обучения плаванию. Упражнения в парах являются одним из практических методов обучения плаванию, направленных на повышение эмоциональности и динамичности занятий. Они делают процесс обучения более разнообразным и интересным. Выполняя такие упражнения, занимающиеся учатся страховать друг друга, помогать, быть отзывчивыми, работать в тандеме, улучшается психологический климат в группе.