Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях плаванием, как средство формирования у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни
Тренер-преподаватель по плаванию
МАУ ДО «ДООЦ «Дельфин» Лабинцева О.Л.
Цель использования здоровьесберегающих технологий – организация физкультурно-оздоровительной работы таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку гармоничное развитие, помочь использовать резервы собственного организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья детей; приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Перед каждым творчески работающим педагогом возникает множество проблем, главные из них:
– как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
– как сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее разви¬тие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Задачи использования технологии:
– чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие;
– подбор эффективных методик применения здоровьесберегающих технологий, повышающих продуктивность занятия;
– разработать систему взаимодействия педагогов, медицинского персонала, родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого образовательного учреждения.
Здоровьесберегающая образовательная технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех участников образовательного процесса. В эту систему входит:
• Использование данных мониторинга состояния здоровья детей и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
• Учет особенностей возрастного развития детей;
• Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии для организации деятельности детей;
• Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Плавание рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание. Для его приобретения применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде, представляющий собой соединение изученных упражнений. Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений, а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д. Словесные методы включают объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, анализ (для старшего дошкольного возраста). В работе с детьми младшего дошкольного возраста словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания: необходимо использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку. Практические методы – это методы упражнения, изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный.
Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению. Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии нужно предлагать им выполнять разнообразные упражнения. Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны тренером. Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде). Ознакомление с новым учебным материалом необходимо проводить на суше, поскольку, во-первых, время пребывания детей в воде ограничено, во-вторых, водная среда чрезвычайно их возбуждает, что приводит к рассеиванию внимания и восприятия незнакомого материала. Но не стоит забывать, что злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания, вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от детей дополнительных адаптационных усилий. Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. Не всегда дети сразу усваивают правильное выполнение нового движения, поэтому его нужно демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий. Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко, без напряжения. Показ обязательно должен сопровождаться рассказом, беседой, объяснением, своевременными замечаниями, которые стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.
Занятия плаванием проводятся с учетом дидактических принципов:
– последовательности (от простого к сложному);
– постепенности увеличения нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
– систематичности занятий – два раза в неделю, для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
– доступности – задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступны данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии плаванием;
– наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений педагогом, а также грамотное использование метода рассказа и показа на занятиях;
– индивидуализации – учета индивидуальных особенностей, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
– всесторонности, направленном на комплексное воздействие плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма детей.
Проанализируем, что необходимо учитывать педагогу
при проведении занятия на основе принципов здоровьесбережения:
Обстановка и гигиенические условия: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов упражнений. Ориентировочная норма – 5-8 минут;
Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения и т.д.;
Психологический климат на занятии;
Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок с комментариями и т.п.
В конце занятия педагогу следует обратить внимание на следующее:
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Темп и особенности окончания занятия:
– быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев домашнее задание;
– спокойное завершение занятия: учащиеся имеют возможность задать тренеру вопросы, тренер может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
Здоровьесберегающую технологию можно определить, как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Подводя итог применения здоровьесберегающих технологий можно сказать, что двигательная активность в водной среде способствует активации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению работы кардиореспираторной системы, повышению умственной работоспособности, закаливанию организма.
Внедрение педагогических технологий делает образовательный процесс:
управляемым, системным, результативным, гибким и современным
Ожидаемый результат:
-снижение уровня заболеваемости детей;
-повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
-формирование у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни;
-развитие физических и нравственных качеств детей, расширение кругозора, сохранение и укрепление здоровья;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Современные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Каждый шаг ребенка в дополнительном образовании является шагом к утверждению своей личности. «Рождение» личности связано с превращением ребенка из сравнительно пассивного элемента в активного, и созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей действительностью. Современные здоровьесберегающие технологии в работе учреждений ДОД сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, они позволяют выбрать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создать комфортные условия для общения, активности и саморазвития.
Педагогическая технология – наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, возможность анализа путем поэтапного воспроизведений, точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.
Педагогическая технология призвана обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога в любом учебном заведении. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.