Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранной программы
Тренер-преподаватель по плаванию
МАУ ДО «ДООЦ «Дельфин» Бадретдинов С.Р.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных и физических способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития способностей обучаемых.
Развитие познавательных творческих, физических способностей учащихся – цель деятельности педагога, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы педагога. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их умений.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития способностей учащихся. Сложные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития физических способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности.
Мотивация – это побуждение человека к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание учащихся заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — относится желание выполнять какие-либо определенные упражнения, желание заниматься каким-то определенным видом спорта. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — плавание, третьим – футбол и т.д.
Мотивы, связанные с процессом деятельности, — это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении. Мотивы этой группы направлены на:
1) самосовершенствование, то есть на укрепление здоровья, улучшение телосложения, устранение дефектов в фигуре, развитие физических и волевых качеств;
2) самовыражение и самоутверждение – это стремление стать ловким и сильным, быть не хуже других, выступать в спортивных соревнованиях.
Формирование мотивов, направленных на результат деятельности, возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы — это условия, в которых оказывается субъект деятельности – подросток. В качестве внешних воздействий могут выступать:
1) привлекательность конкретных физических упражнений, поэтому одних ребят привлекают упражнения на гимнастических снарядах, других – упражнения игрового характера (футбол, волейбол, баскетбол и др.), третьих – силовые упражнения;
2) высокая активность занятий физическими упражнениями одноклассников и членов семьи;
3) разнообразие и доступность спортивной базы (спортивные площадки, бассейны, стадионы и т. д.);
4) высоко развитая пропаганда физической культуры и спорта;
5) и умело организованные занятия физической культурой вовремя спортивно–массовой работы в школе и УДО способные увлечь ребят заниматься ею не только в учебное, но и в свободное время.
Все эти факторы, воздействующие на учащихся, создают благоприятные условия для возникновения у них мотивов к занятиям физической культурой. Внутренние факторы — это желания, увлечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности личности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение подростка, придают его поступкам значимость и направленность.
Для большинства детей руководитель спортивной секции – это человек, способный грамотно способствовать их физическому развитию.
Только при положительном отношении учащихся, возможно соблюдение и выполнение требований ДОП. А максимально успешная реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей занятия во многом зависит от того, насколько педагог сможет заинтересовать воспитанников, какие методы и средства будут использованы при этом.
Создание мотивационной среды для повышения интереса учащихся к занятиям плаванием проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен педагогом.
Первый этап – формирование положительного отношения к физической культуре.
Второй этап – формирование потребности у учащихся заниматься физической культурой. Сформировав у учащихся это желание можно переходить к следующему этапу.
Третий этап – осуществление подростком намерения целенаправленно заниматься определенным видом спорта.
Мотивы посещения уроков плавания у учащихся начальной группы спорт класса разные: те, кто доволен занятиями, ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками (а такие находятся в каждой возрастной группе), посещают их избежать занятий в других спортивных секциях.
Необходимо сделать эти занятия регулярными, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся. А это может осуществиться только в случае выполнения следующих задач:
1) развивать положительную мотивацию к занятиям плаванием;
2) формировать потребность в самостоятельных систематических занятиях плаванием или формировать мотив, привычку к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности;
3) улучшать самочувствие учащихся;
4) формировать потребности к ведению здорового образа жизни.
Все это реализуется с помощью следующих методов:
Словесные методы. Объяснение. В начале занятия объясняется значение выполняемых упражнений.
Беседа. В диалоге нужно выяснить, кто уже умеет плавать, нырять с тумбы; кто знает наших олимпийских чемпионов и т.д.
Практические методы обучения. Двигательный опыт детей обогащается разнообразными упражнениями. Например, старт из различных исходных положений, упражнения в парах, с различным мелким и нестандартным инвентарем и т.д.
Наглядные методы обучения. Рассказывая ребятам о работе дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах, о влиянии занятий физическими упражнениями на работу этих систем, применять различные иллюстрации.
Метод наблюдения. Известно, что ребята в процессе любых занятий внимательно наблюдают друг за другом, сравнивая себя с другими, отмечая «плюсы» и «минусы» поведения и характера, при этом ученик начинает осознавать и познавать себя. Например, одна группа учащихся проплывает полосу препятствий, а другая подсчитывает ошибки в выполнении заданий.
Методы самостоятельной работы. На этапе закрепления изученного материала, привлечь учеников, которые, имея опыт в выполнении упражнений по текущей теме, сами предлагают комплекс упражнений.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у пловцов, испытывающих определенные затруднения. Ситуации успеха создаются путем дифференцированной помощи воспитанникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха организуются и путем поощрения промежуточных действий, то есть путем специального подбадривания их на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет благоприятная психологическая атмосфера, которая снижает чувство неуверенности, боязни.
Методы контроля и самоконтроля. Очень важно развивать у учащихся начальной группы умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы их устранения.
Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими воспитанников, поэтому проводятся соревнования среди групп обучения, в виде спортивных состязаний, турниров. Такая работа очень мотивирует на дополнительную самостоятельную физическую подготовку, повышает интерес к занятиям плаванием. Большую роль играет привлечение учащихся старших групп, в качестве судей или организаторов спортивных мероприятий. Это дает положительные результаты в формировании потребности к здоровому образу жизни, а также приобщение учащихся к регулярным занятиям плаванием, опираясь на поддержку взрослых.
Активность учащихся зависит от многих факторов, основные из них: правильная постановка задач занятия; оптимальная загруженность учащихся на занятии; создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Эмоциональный фон у учащихся формируется, как правило, до начала занятия и должен сохраняться в течение всего урока, но он может меняться. Это зависит от самочувствия пловца, его интереса к занятиям плаванием, к физическим упражнениям, к личности педагога, от полученных результатов, оценки, от настроения и поведения педагога.
Факторы, способствующие повышению эмоциональности занятия и вызывающие положительную мотивацию у учащихся, выполняющих задания в бассейне: использование игровых методов. Игра – привычная форма занятия. Для учащихся начальной группы обучения это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр дети усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Учитывая всю важность влияния физических упражнений на организм человека, необходимо рекомендовать:
1) пропагандировать физическую культуру всем преподавательским коллективом;
2) повышать престиж уроков физической культуры, в том числе и занятий в спортивных секциях и на уроках плавания, превращая их в праздничное, радостное, эмоциональное занятие;
3) содержание уроков сделать динамичным, отдавая предпочтение различным видам спорта, полагаясь на инициативу учащихся.
Для формирования мотивации у учащихся начальной группы обучения необходимо учитывать:
– дифференцированное отношение к заданиям и их оценке применительно к учащимся определенной медицинской группы;
– использование в обучении ситуации успеха;
– воспитание потребности у учащихся к систематическим занятиям плаванием и повышению мастерства;
– включение в работу игр, упражнений и конкурсов соревновательного характера, и, подготовку к соревнованиям;
– освещение достижений учащихся в соревнованиях и конкурсах по плаванию публично.
Практическая значимость работы тренера: определить мотивы, вызывающие интерес к урокам плавания у учащихся группы начального обучения; разработать программы соревновательных игр и теоретических занятий; подготовить практические рекомендации по формированию мотивации к урокам плавания.
Практические рекомендации для формирования у учащихся мотивации к занятиям плаванием:
– Обращать внимание на правильное выполнение деталей задания и часто хвалить за заслуги, поощрять. Использовать словесные подбадривания и поощрения.
– Хвалить ребят искренне. Неискренняя похвала или поощрение – не эффективны. Если говорить, что воспитанник сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что педагог просто хочет его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к педагогу.
– Признавать неудачное выступление своего подопечного. Например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация», вместе с тем, подбадривая его: «В следующий раз у тебя все получится».
– Вырабатывать реальное планирование результатов (достижений), соответствующих возрасту ребенка и уровню его способностей. Нельзя ожидать от 12 -летнего ученика того, что можно ожидать от 16-летнего.
– Поощрять усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда все идет хорошо. К сожалению, ученики не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хороший результат. Однако, если воспитанник полностью выложился, то чего еще от него можно требовать.
– Обращать внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Ученики должны видеть улучшение своих физических качеств. Использовать разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко использовать демонстрацию различных элементов под разными углами. Обеспечивать максимальное использование средств обучения.
– Видоизменять виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы ребята испытывали успех. Приводить физическую активность в соответствии с потребностями ученика, а не наоборот.
– Поощрять правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка тренера состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено учеником неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия, независимо от результата.
– Обеспечивать окружающие условия и страховку, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.
– Вдохновлять детей личным примером в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке.