Техники и приемы развития навыков самоконтроля на занятиях плаванием в спортивных группах
Тренер-преподаватель по плаванию МАУ ДО «ДООЦ «Дельфин» Шнарева Д.Г.,
выступление на МО по плаванию 26.02.2022г.
Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля:
На первом этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:
• показать обучающимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
• ознакомить обучающихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
• сообщать обучающимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
• выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.
На втором этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Полученные навыки контроля при взаимопроверке ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
На третьем этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя, тренера.
Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений, навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления, во многом определяет, как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к самоконтролю.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля.
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Существует две формы самоконтроля:
• Внешняя (осознаваемая) произвольная;
• Внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с произвольной на непроизвольную после совершения ошибочного действия.
Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или тренера. Конечно, механизм самоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным.
Самоконтроль, как свойство личности, приобретается в процессе развития. Для формирования у обучающихся основ самоконтроля и самооценки накоплен целый банк педагогических приёмов, которые широко используются в педагогической практике.
Тренеры по плаванию используют в своей практике приёмы формирования основ контроля и самоконтроля у учащихся:
• Воспитанникам даются задания, составленные тренером на нахождение и исправление “допущенных” ошибок в технике плавания.
• Тренер при объяснении “допускает” ошибку.
• Воспитанники объясняют технику или данное упражнение своим напарникам.
• Воспитанники решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение.
• Самостоятельная работа (сами следят за режимом и пульсом).