Технология коллективного творческого дела в инклюзивном образовании детей с ОВЗ
Тезисы выступления на областном
семинаре в г. Реутов методиста
МАУ ДО «Детский оздоровительно-
образовательный центр «Дельфин»
Дубининой Н.А. 23 апреля 2019года
Наш проект Коллективного Творческого Дела мы назвали «Мы рядом, мы вместе!». Актуальность проекта “Мы рядом, мы вместе!” заключается в том, что в настоящее время в России наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья.
Перед обществом стоит острейшая проблема вовлечения таких сограждан в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Главная цель проекта «Мы рядом, мы вместе!» – создание образовательного пространства для взаимодействия и равноправного общения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие их творческого потенциала, социальная адаптация детей с ОВЗ.
“Веселые старты” – традиционная форма спортивного мероприятия – КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА /КТД/, проводимого на базе Детского оздоровительно-образовательного центра «Дельфин» с участием здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового ребенка, так и в процессе физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.
Участникам спортивных соревнований “Веселые старты” (в каждой команде и здоровые дети, и дети с ОВЗ), предстоят испытания в виде увлекательных конкурсов на скорость, ловкость, слаженность командных действий и взаимовыручку. Отрадно наблюдать как дети поддерживают, одобряют друг друга, сохраняя единый командный дух.
Проект КТД решает одну из главных задач: привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям плаванием, участию в спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях.
Спортивные соревнования «Веселые старты» являются средством гармоничного развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Спортивное мероприятие делится на 3 этапа:
- подготовительный,
-основной, - заключительный. Продолжительность мероприятия 60 минут.
В подготовительный этап входит: - формирование состава команд;
- выбор капитана команды-ребенок с ОВЗ;
- названия команд /морская тематика/;
- подбор девиза для каждой команды.
Работа проводится тренерами-преподавателями совместно с воспитанниками и родителями.
В основной этап воспитательной работы входит:
Построение и парад команд с флагом Центра «Дельфин». Каждая команда произносит девиз. Проведение конкурсных соревнований.
Заключительный этап: - награждение команд победителей и участников;
- интервью участников соревнований СМИ;
- общее фото на память.
Цикл ежегодных традиционных массовых спортивных соревнований и мероприятий на воде проводится на базе центра “Дельфин” г. Видное и пос. Развилка. Спортивные соревнования в форме спортивного праздника “Веселые старты” проводятся к международному Дню инвалидов и Дню защиты детей.
Всякий раз это новые конкурсы и новый формат соревнований: “Веселая эстафета” “Проводи дельфина”, «Фестиваль здоровья» и др.
В общем комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ все большее внимание уделяют игровой деятельности, как элементу коррекции и социальной адаптации. Эффективность системы коррекционных мероприятий значительно повышается при использовании игровых приемов в воде, направленных на ослабление недостатков двигательной сферы и активизацию обменных процессов, укрепление опорно-двигательного аппарата.
“Мы рядом, мы вместе!”- это не просто название нашего проекта, это девиз наших соревнований. В “Веселых стартах” есть конкурс “Эстафетное плавание”, где каждый участник (и здоровый ребенок и ребенок с ограниченными возможностями здоровья) должен самостоятельно проплыть до противоположного бортика, коснуться его шариком-эстафетой и вернуться, передав другому участнику команды. Понимая, что вода – это зона повышенной опасности, здоровые дети всегда для подстраховки плывут рядом, поддерживая и одобряя детей с ограниченными возможностями здоровья.
В конкурсе ” Работа в паре”: впереди плывет здоровый ребенок, а ребенок с ОВЗ держится руками за ноги здорового ребенка – “Мы вместе”; доплыв до противоположного бортика ребята берутся с двух сторон руками за нудлс и снова – “Мы вместе” плывут обратно.
В конкурсе “Переправа на баллонах” ребенок с ОВЗ ложится на баллон, а вся команда должна транспортировать его на противоположный бортик, где на него все вместе, дружно одевают нарукавники, перчатки, пояс и вся команда “Мы вместе” плывет, держась за баллон, обратно.
Мероприятия с участием детей с ОВЗ еще и еще раз обращают внимание общественности на то, что ограниченные возможности могут перестать быть таковыми; если есть безграничная поддержка, внимание и забота, если детей с ОВЗ не оттеснять на второй план, а принимать в коллектив на равных.
Обучающиеся спортивного класса и воспитанники из группы «Самоцветы» – дети с ОВЗ выполняли роль судейской команды, вошли в состав секретариата. Кроме того, обучающиеся спортивного класса были инструкторами-спасателями.
Совместные спортивные мероприятия – Коллективные Творческие Дела, способствуют формированию у здоровых детей гуманного, ответственного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию личного опыта школьников в социально-ориентированной деятельности.
Коллективное творческое дело – спортивные соревнования «Веселые старты», посвященные Международному Дню защиты детей в формате Дня самоуправления, с участием здоровых детей-учащихся спортивного класса по плаванию и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация и проведение Коллективного творческого дела – спортивного праздника “Веселые старты” в формате Дня самоуправления способствует формированию у здоровых детей мотивации к личному участию в решении доступных социальных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение таких совместных мероприятий, где дети с ОВЗ не только зрители, а участники, да еще и в одной команде со здоровыми детьми, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма и товарищества – “Мы рядом, мы вместе!” и всегда готовы прийти на помощь. Все мероприятия с участием детей с ограниченными возможностями здоровья освещаются СМИ г. Видное (СКТ и газета “Видновские вести”) и пос. Развилка (СКТ и газета «Моя Развилка»), что позволяет формировать позитивное социальное партнерство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не сдерживая слез радости Лера (ребенок с ОВЗ) рассказала корреспонденту “Видновских вестей”, как любит плавать, с каким воодушевлением участвовала в “Веселых стартах”. “Я почувствовала себя АБСОЛЮТНО ЗДОРОВОЙ, я боролась за победу!”. А это самое главное и важное, ради чего стоит работать.
Достигнутые социально-значимые результаты:
• включение детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь центра “Дельфин”, их успешная социализация;
• изменение стереотипного взгляда здорового школьника на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рост уровня толерантности к детям с ОВЗ в социуме;
• восстановление и повышение жизненных сил у детей с ОВЗ через удовольствие, получаемое на таких спортивных мероприятиях и психологический комфорт;
• повышение устойчивого интереса к занятиям плаванием, спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.