Физическая подготовка пловцов на суше как фактор мотивации обучающихся к освоению избранной программы
тренер-преподаватель по плаванию МАУ ДО центр «Дельфин» Субботин С.А. выступление на МО по плаванию 29.11.2019
Общая физическая подготовка пловцов является важной составной частью тренировки. Занятия общей физической подготовкой используются как эффективное средство оздоровления и мотивации обучающихся к освоению избранной программы. Упражнения, выполняемые на этих тренировках, развивают силу, скорость, выносливость и ловкость, повышают функциональную подготовленность организма тренирующихся и эмоциональность занятий, а также способствуют активному отдыху. Правда, для гармоничного развития каждого из физических качеств (силы, скорости, гибкости, ловкости и выносливости) можно подобрать нужные упражнения в воде, но они оказываются всегда менее эффективными, чем упражнения, выполняемые с той, же целью на суше.
Кроме того, слишком частое посещение плавательных бассейнов (с повышенной влажностью и очищаемых хлором) иногда может вредно повлиять на здоровье пловца. Поэтому тренировки по плаванию необходимо сочетать с общей физической подготовкой на суше, проводимой в течение всего года на свежем воздухе (в лесу, в парке, на стадионе либо на спортивной площадке).
Рост спортивных результатов определяется большим количеством факторов. Один из основных факторов – систематическое увеличение тренировочных нагрузок. Практика показала, что если пловец будет выполнять часть упражнений на суше, а другую – в воде, то суммарный объем переносимой нагрузки значительно возрастает. Так общая физическая подготовка пловца стала средством значительного увеличения тренировочных нагрузок.
Упражнения в воде носят однообразный характер. Их изолированное выполнение делает тренировки малоинтересными и скучными. Поэтому для того, чтобы разнообразить тренировку, в нее необходимо включать физические упражнения на суше, заимствованные из других видов спорта. На некоторых этапах тренировки пловцам полезно отвлечься от занятий в воде. Однако, чтобы не уменьшить уровень подготовленности занимающихся пловцов, это время нужно использовать для активного отдыха, выполняя с тренирующимися упражнения на суше.
Высокий уровень развития физических качеств необходим спортсмену любой специальности. Однако в каждом виде спорта предъявлены свои специфические требования.
Исходя из задач общей и специальной физической подготовки, решаемых тренером в процессе тренировки пловцов, можно разделить все применяемые им упражнения на 2 категории:
- упражнения, в которых основная нагрузка ложится на органы и системы, не играющие главной роли при плавании. Это общеподготовительные, вспомогательные упражнения (ОФП);
- упражнения, направленные на развитие функциональных возможностей тех органов и систем, ресурсами которых обусловливаются результаты в плавании. К ним относятся две группы специальных упражнений (СФП) — основные и специально-подготовительные.
Рассмотрим характер и назначение этих упражнений. Общеподготовительные (вспомогательные) упражнения воздействуют в основном на те органы и системы, которые при выполнении специальных упражнений получают малую нагрузку. Данные упражнения стимулируют их развитие, уменьшая диспропорцию в развитии различных органов и систем организма. При подборе этих упражнений целесообразно руководствоваться следующими общими положениями — смотрите таблицу.
Задачи | Характер Упражнений | Величина нагрузки |
1. Уменьшение диспропорции в развитии отдельных органов и систем (с помощью ОФП) | Упражнения избирательного воздействия, преимущественно влияющие на органы и системы, получавшие малую нагрузку при выполнении специальных упражнений | Большая или значительная |
2. Активизация процессов восстановления при утомлении пловца в результате специальных упражнений | То же | От малой до средней |
3. Подготовка к выполнению упражнений основной части урока (общая разминка в подготовительной части урока) | Комплекс разнообразных упражнений с общим разносторонним воздействием | Малая |
4. Развитие способности координировать свои движения (развитие ловкости) | Разнообразные, преимущественно незнакомые упражнения | Малая и в отдельных случаях средняя |
К основным упражнениям, включаемым в специальную физическую подготовку, относится плавание избранным способом с использованием дистанционного, интервального, повторного и переменного методов тренировки. Эти упражнения не только обеспечивают функциональную подготовку организма пловца, но и играют решающую роль в его технической, тактической и психологической подготовке. Наибольшее воздействие при плавании оказывается на сердечно-сосудистую систему (в частности, на мышцы сердца). Скелетные же мышцы испытывают меньшую нагрузку, а значит, и меньший стимул к развитию, хотя работа их (особенно мышц плечевого пояса) создает силу тяги и в конечном счете определяет результат пловца. Поэтому тренировка, построенная исключительно на плавании с полной координацией движений, не обеспечит развитие функциональных возможностей мышц в пропорциях, нужных для достижения высокого спортивного результата в плавании. Кроме того, для достижения высокого результата нужна большая подвижность во многих суставах (голеностопных, плечевых и др.). Упражнения в плавании не обеспечивают эффективного развития такой подвижности. Все это требует использования в тренировке наряду с упражнениями в плавании специально-подготовительных упражнений.
Специально-подготовительные упражнения, входящие в специальную физическую подготовку, направлены на развитие:
– подвижности в суставах, – силы определенных групп мышц, – их локальной выносливости.
Упражнения, используемые для развития подвижности в суставах, подбираются в соответствии с особенностями техники плавания избранным способом. Например, для кролистов — упражнения, развивающие подвижность в суставах шеи, которая обеспечивает возможность поворота головы направо и налево, а для брассистов и специализирующихся в плавании баттерфляем — упражнения для развития подвижности в суставах, обеспечивающей поворот головы вокруг поперечной оси.
Упражнения, направленные на развитие силы, делятся на упражнения на суше и упражнения в воде. На суше даются упражнения с различными приборами и приспособлениями, выполняемые в динамическом и изокинетическом режимах. На первом этапе подготовительного периода могут использоваться и изометрические упражнения. Режим напряжения мышц должен соответствовать характеру их работы при плавании (особенно в тех случаях, когда планируется не только развитие силы, но и содействие развитию силовой выносливости). Эта упражнения (с большими и значительными нагрузками) широко применяются на протяжении первых двух третей подготовительного периода. К концу этого периода и в соревновательном периоде их использование ограничено привычными комплексами, без больших нагрузок. Если требуется добиться увеличения мышечной массы, силы мышц, то величина напряжений может быть большой и даже предельной.
Упражнения в воде (плавание с работой одних рук или одних ног с использованием поддерживающих средств и без них; с различными отягощениями; упражнея в воде с использованием резиновых амортизаторов и т. п.) дают меньше нежелательных побочных явлений, чем упражнения на суше, и могут широко применяться в конце подготовительного и в соревновательном периодах.
Определение соотношения («удельного веса») ОФП и СФП на различных этапах тренировки — один из самых сложных вопросов в планировании тренировочного процесса. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности спортсмена, его возраст и пол, план на будущие годы и ряд других факторов. В общих чертах можно сказать, что чем моложе пловец, тем большее значение имеет ОФП. Однако даже на самом раннем возрастном этапе она не должна противодействовать развитию тех особенностей телосложения и физического развития ребенка, которые благоприятны для плавания: подвижности в суставах, оптимального соотношения развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей и т. д. Поэтому нужно, чтобы уже в раннем возрасте ОФП сочеталась с СФП. Но последняя должна быть направлена не на форсирование спортивных результатов, а на то, чтобы в сочетании с ОФП содействовать созданию базы для дальнейшего развития специальной работоспособности пловца.
С увеличением возраста повышается роль СФП, и на определенном этапе тренировки ее задачам полностью подчиняется ОФП. На этом этапе общеподготовительные упражнения используются преимущественно для активизации процессов восстановления, для общей разминки и с целью повышения способности координировать движения. Рост уровня физического развития обеспечивается главным образом специальными упражнениями.
Определяя удельный вес общей и специальной физической подготовки пловцов по возрастным категориям, можно руководствоваться следующим:
- до 10 лет доминирует ОФП, при условии сохранения врожденных особенностей ребенка, благоприятных для плавания;
- с 10 до 12—14 лет ОФП сочетается с СФП в примерно одинаковых пропорциях;
- с 12—14 до 13—15 лет ОФП сочетается с СФП при доминирующем значении последней;
- с 13—15 лет и далее полностью преоблaдает СФП. Эта общая схема конкретизируется в зависимости от пола, степени мастерства и других индивидуальных оcобенностей спортсмена.