Электронные образовательные и информационные ресурсы, используемые педагогом дополнительного образования детей для повышения профессионального мастерства
Тренер-преподаватель по плаванию МАУ ДО «ДООЦ «Дельфин» Босягин В.А выступление на МО по плаванию 30.04.2018
К середине XXI века процесс постепенного накопления информации перешел в стадию катастрофического возрастания ее объема. Однако громадный информационный потенциал, накопленный человечеством не доступен для людей в полном объеме из-за ограниченности человеческих возможностей. Поиск выхода из сложившегося положения привел к компьютеризации различных сфер деятельности, что послужило началом нового эволюционного процесса – информатизации. В связи с этим в настоящее время возрос интерес научно-педагогической общественности к повышению качества российского образования через создание информационной образовательной среды.
Информационная образовательная среда (ИОС) – системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Важной составляющей Информационной образовательной среды является новый вид образовательных ресурсов – электронные ресурсы, наименование и количество которых постоянно возрастает.
Электронными информационными ресурсами являются средства и источники информации, созданные при помощи компьютерных технологий. Для образовательных целей информационные ресурсы можно разделить на следующие основные категории:
электронные учебники и пособия;
анимированные ролики и фильмы;
электронные справочники;
электронные библиотеки объектов;
программы.
Особенности использования электронных ресурсов в образовательном процессе:
• учебная среда используется как инструмент самообучения: компьютер не заменяет преподавателя, а дает эффективный инструмент для самообучения и самоконтроля, обеспечение максимальной свободы выбора, «ненавязчивость»
• соединение достоинств хорошего учебника и справочной литературы с возможностями компьютера (хранение больших объемов информации и возможность быстрой ориентации и поиска, динамические изображения, оперативная обратная связь, наглядность, сочетание текстовой, графической и звуковой информации и пр.)
• индивидуализация процесса обучения – возможность выбора уровня сложно¬сти материала, сохранение результатов текущего сеанса и продолжение работы в следующем сеансе, развитие у обучающихся навыков научного исследования или профессиональной деятельности.
Однако очевидным является тот факт, что для дополнительных общеразвивающих программ учреждений дополнительного образования электронные ресурсы не разработаны, а те ресурсы, которые имеются для общеобразовательной школы, часто не соответствуют содержанию программ дополнительного образования. Поскольку программы дополнительного образования носят индивидуализированный характер, они гибко приспособлены к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. За счет введения творческого компонента учитывается индивидуальная избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала и характер познавательной мотивации.
Для повышения уровня информационно-технологической подготовки педагогов дополнительного образования рекомендуется организация внутрифирменного обучения по двум направлениям:
1) Информационно-технологическое. Работа в различных компьютерных программах для создания электронных образовательных ресурсов (Excel – создание электронных тестов, PowerPoint – создание дидактического материала и т.д.).
2) Методическое. Теоретические основы: электронные образовательные ресурсы, виды, дидактические требования к разработке и использованию.
На заключительном этапе разработки и применения электронных ресурсов необходимо организовать консультирование педагогов по работе с компьютерными программами, а также по использованию программ в образовательном процессе.
Новые информационные технологии открывают учащимся и педагогам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятель¬ной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.