ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Методист МАУ ДО центр «Дельфин»
Ермилова Е.И.
Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогов к проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
- Виды дополнительных общеобразовательный программ в соответствии с
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» формулирует особенности дополнительного образования, позволяя увидеть перспективы дополнительного образования детей: действующая система дополнительного образования детей должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим современным образовательным запросам.
Закон устанавливает понятие и цели дополнительного образования, место дополнительного образования детей в структуре системы образования РФ, виды, подвиды дополнительного образования, разновидности дополнительных образовательных программ, типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнительного образования детей, гарантии на доступность дополнительного образования.
Соответственно положениям, сформулированным в Федеральном законе, дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются, это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.
В системе дополнительного образования выделяют следующие подвиды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся.
В качестве целей и задач дополнительного образования рассматриваются гуманистическая направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых.
В Законе определен новый регламент дополнительных образовательных программ. В соответствии с этим положением, в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования – дополнительные профессиональные программы. Дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с Законом подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере физической культуры и спорта реализуются для детей.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Учреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым Законом определяется как образовательная организация дополнительного образования. Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
В области физической культуры и спорта реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы.
Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают дополнительные общеразвивающие, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы), и предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, ориентированные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки. - Проектирование дополнительных общеразвивающих программ
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» образовательная программа понимается как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Очевидно, что в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей, дополнительные общеразвивающие программы необходимо скорректировать относительно достижения единых образовательных результатов.
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей проектируется в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
На основании данного документа структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя следующие элементы: - Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей: - На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
- В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
-сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Комментарии:
- При формулировке целей и задач необходимо учесть:
- требования к формулировке образовательных результатов;
- личностные и метапредметные результаты из ФГОС общего образования, которые целесообразно формировать в рамках данной общеразвивающей программы.
- При выборе форм, технологий и пр. необходимо ориентироваться в наибольшей степени на те их них, которые в наибольшей степени позволяют получать деятельностные образовательные результаты.
- При выборе форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы полезно ориентироваться на те из них, которые предполагают активность обучающихся (воспитанников) (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.), их привлечение к самооценке, самоэкспертизе, взаимооценке, взаимоэкспертизе, анализу, рефлексии и пр.
- Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
- Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Комментарии:
Содержание программы должно быть нацелено на достижение запланированных образовательных результатов. - Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Комментарии:
При описании методического обеспечения следует помнить о его максимальной ориентации на достижение новых образовательных результатов, заявленных в пояснительной записке
- Список использованной литературы.
Комментарии:
Кроме традиционного списка литературы для педагога и обучающихся, целесообразно внести электронные образовательные ресурсы и перечень Интернет-источников, полезных для освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с ее направленностью.